ООО "Петрокоммерц" (www.petrocom.ru) более 10 лет работает в области обеспечения производства печатных плат (ПП). Среди задач, решаемых компанией, - поставка оборудования и материалов для производства ПП, комплексное технологическое перевооружение предприятий. Компания является эксклюзивным представителем крупнейших зарубежных фирм, специализирующихся в области технологий ПП, на территории России и Белоруссии.
7-я Международная конференция "Печатные платы: технология, оборудование, материалы", организованная компанией ООО "Петрокоммерц", прошла 27 и 28 сентября 2005 года в живописном пригороде Санкт-Петербурга, на фоне красот Карельского перешейка в пору "золотой осени". Она собрала более 120 специалистов из 30 городов России, а также представителей предприятий Украины, Белоруссии и Латвии. С докладами о новых технологических решениях в производстве ПП выступили специалисты ведущих в этих областях зарубежных компаний: Isola (Германия), Elga Europe (Италия), DIS (США), Olec (США), Lauffer (Германия), Schmoll Maschinen (Германия), LHMT (Германия), Eidschun Ing. (США), Depeltronik (Испания).
В центре внимания конференции были не только коммерческие проблемы - организаторы стремились понять современные запросы рынка, создать независимую площадку для обмена мнениями вокруг назревших вопросов в области производства ПП, интересующих как производителей, так и заказчиков ПП, дать толчок к движению технологической мысли.
Помимо поиска новых деловых партнеров и обмена опытом, участники конференции рассмотрели ситуацию на российском рынке ПП, тенденции развития производственной и технологической базы и перспективы дальнейшего развития рынка ПП как в России, так и за рубежом. Организаторы стремились рассказать о новейших достижениях в области технологий ПП, предложить предприятиям выбор наиболее совершенных материалов и оборудования.
В итоге все остались довольны: производители ПП получили возможность оценить и проанализировать уровень своего производства на фоне мировых технологических достижений и спрогнозировать перспективы будущего развития. Заказчики ПП, ознакомившись с расстановкой сил на этом сегменте рынка, смогли сделать выводы о возможных перспективах дальнейшего сотрудничества и выбора новых партнеров.
Материалы конференции были объединены в тематические блоки по стратегическим, экономическим и технологическим вопросам. Каждый блок докладов вызывал оживленные дискуссии.
Прозвучали сообщения о новых разработках в области технологических материалов для производства ПП и об оптимальном их применении. Был поднят вопрос об особой значимости выбора материалов при производстве ПП для обеспечения надежности изделий специального назначения.
Авторы докладов, посвященных механической обработке ПП, проанализировали новое поколение оборудования для сверления, фрезерования и скрайбирования печатных плат. Была рассмотрена вся технологическая цепочка бесштифтового производства МПП. Два докладчика сосредоточились на технологии и оборудовании, используемых в "мокрых" процессах, в частности - при гальванической металлизации печатных плат.
Активный отклик у аудитории вызвал блок докладов, посвященных тенденциям изменения рынка ПП в России. Их авторы - представители ведущих российских предприятий-изготовителей ПП, сообщили о реализованных в последние годы проектах и планах создания новых производств: ООО "Резонит", ОАО "Элара",
ОАО "НИЦЭВТ". С аналитическим обзором мирового рынка ПП выступил специалист по маркетинговым исследованиям компании "Петрокоммерц". Докладчики высказывали иногда диаметрально противоположные точки зрения на тенденции развития рынка ПП в России, что вызывало бурные дискуссии.
Краткие итоги конференции подвел М.И.Будневич, ответивший на вопросы представителя журнала "ЭЛЕКТРОНИКА: НТБ":
Можно ли очень кратко охарактеризовать ситуацию, сложившуюся на отечественном рынке ПП?
Спрос на печатные платы в мире продолжает расти, появились принципиально новые технологии и оборудование, зачастую даже опережающие время. Был отмечен факт насыщения рынка ПП, что повышает конкуренцию и требует от всех его участников перехода на качественно новый технологический и маркетинговый уровень.
За последние несколько лет в индустрии ПП России произошли серьезные изменения. Появились новые предприятия-производители ПП, новые поставщики материалов и оборудования. У ряда предприятий существенно обновился технологический парк, некоторые из них представляют собой компании, владеющие самыми современными по мировым меркам технологиями.
Какое влияние на отечественный рынок ПП оказывает продукция стран Юго-Восточной Азии?
Влияние весьма существенное. Например, мощная конкуренция со стороны поставщиков дешевых материалов из ЮВА вытесняет с рынка отечественных производителей. Помимо демпинга по ценам, данная ситуация приводит к переориентации технологических процессов на использование дешевых материалов, стабильность качества которых никто не гарантирует. Для современного производства, действующего в условиях высокой конкуренции, это неприемлемо.
Куда, на ваш взгляд, должен быть направлен вектор развития современного российского предприятия-производителя ПП?
Одной из основных ошибок российских предприятий является попытка охватить на одном производстве весь спектр ПП как по классам точности, так и по объемам выпуска. Любое предприятие, предполагающее сохранить и развивать производство ПП, в первую очередь должно определить свою позицию на рынке как по серийности, так и по уровню сложности продукции. Если невозможно провести полную реконструкцию производства в короткое время, необходимо выработать единую стратегию на долгосрочную перспективу и планомерно реализовывать намеченный план.
А куда будет направлено дальнейшее развитие российского производства ПП в целом?
Страны ЮВА приближаются к пику своих экспортных производственных возможностей. С одной стороны, рост динамики производства ПП в азиатских странах диктует повсеместное снижение цен на печатные платы. С другой стороны, мировой дефицит меди и увеличение цен на материалы для изготовления ламинатов, как и на энергоносители, сокращают прибыли производителей. В результате страны ЮВА, занимая сегодня 75% мирового рынка ПП, в дальнейшем могут поступиться частью своих позиций.
Первостепенная задача индустрии печатных плат Китая сегодня - удовлетворение нужд постоянно развивающегося производства внутри страны, и в перспективе предприятия КНР все в большей мере будут ориентироваться на внутренний рынок.
В свою очередь, страны Западной Европы в области производства ПП заняты разрешением проблем высокой стоимости рабочей силы и экологической ситуации в перенаселенной Европе. Уже сегодня взгляды европейских поставщиков оборудования, технологии, материалов устремлены на Восточную Европу - в первую очередь на Чехию, Польшу, Венгрию, а в перспективе - на Россию и Украину.
На основании изложенных фактов можно предположить, что российская индустрия ПП в перспективе имеет все шансы занять лидирующие позиции в прототипном, средне- и мелкосерийном производстве ПП как для насыщения внутреннего рынка, так и для обеспечения предложения на экспорт.
Таким образом, конференция показала, что в области отечественного производства ПП мы становимся свидетелями новой революции, которая происходит в наиболее продвинутых компаниях с агрессивным маркетингом. В итоге, опираясь на компромисс знаний и технологий, на преемственность поколений, Россия может занять прочную позицию на мировом рынке производителей ПП.
Помимо многочисленных достоинств прошедшей конференции, нельзя не отметить организационную четкость ее проведения. Безусловная заслуга в этом принадлежит организатору - компании "Петрокоммерц", - сделавшей мероприятие не только полезным, но и приятным для всех его участников.
В центре внимания конференции были не только коммерческие проблемы - организаторы стремились понять современные запросы рынка, создать независимую площадку для обмена мнениями вокруг назревших вопросов в области производства ПП, интересующих как производителей, так и заказчиков ПП, дать толчок к движению технологической мысли.
Помимо поиска новых деловых партнеров и обмена опытом, участники конференции рассмотрели ситуацию на российском рынке ПП, тенденции развития производственной и технологической базы и перспективы дальнейшего развития рынка ПП как в России, так и за рубежом. Организаторы стремились рассказать о новейших достижениях в области технологий ПП, предложить предприятиям выбор наиболее совершенных материалов и оборудования.
В итоге все остались довольны: производители ПП получили возможность оценить и проанализировать уровень своего производства на фоне мировых технологических достижений и спрогнозировать перспективы будущего развития. Заказчики ПП, ознакомившись с расстановкой сил на этом сегменте рынка, смогли сделать выводы о возможных перспективах дальнейшего сотрудничества и выбора новых партнеров.
Материалы конференции были объединены в тематические блоки по стратегическим, экономическим и технологическим вопросам. Каждый блок докладов вызывал оживленные дискуссии.
Прозвучали сообщения о новых разработках в области технологических материалов для производства ПП и об оптимальном их применении. Был поднят вопрос об особой значимости выбора материалов при производстве ПП для обеспечения надежности изделий специального назначения.
Авторы докладов, посвященных механической обработке ПП, проанализировали новое поколение оборудования для сверления, фрезерования и скрайбирования печатных плат. Была рассмотрена вся технологическая цепочка бесштифтового производства МПП. Два докладчика сосредоточились на технологии и оборудовании, используемых в "мокрых" процессах, в частности - при гальванической металлизации печатных плат.
Активный отклик у аудитории вызвал блок докладов, посвященных тенденциям изменения рынка ПП в России. Их авторы - представители ведущих российских предприятий-изготовителей ПП, сообщили о реализованных в последние годы проектах и планах создания новых производств: ООО "Резонит", ОАО "Элара",
ОАО "НИЦЭВТ". С аналитическим обзором мирового рынка ПП выступил специалист по маркетинговым исследованиям компании "Петрокоммерц". Докладчики высказывали иногда диаметрально противоположные точки зрения на тенденции развития рынка ПП в России, что вызывало бурные дискуссии.
Краткие итоги конференции подвел М.И.Будневич, ответивший на вопросы представителя журнала "ЭЛЕКТРОНИКА: НТБ":
Можно ли очень кратко охарактеризовать ситуацию, сложившуюся на отечественном рынке ПП?
Спрос на печатные платы в мире продолжает расти, появились принципиально новые технологии и оборудование, зачастую даже опережающие время. Был отмечен факт насыщения рынка ПП, что повышает конкуренцию и требует от всех его участников перехода на качественно новый технологический и маркетинговый уровень.
За последние несколько лет в индустрии ПП России произошли серьезные изменения. Появились новые предприятия-производители ПП, новые поставщики материалов и оборудования. У ряда предприятий существенно обновился технологический парк, некоторые из них представляют собой компании, владеющие самыми современными по мировым меркам технологиями.
Какое влияние на отечественный рынок ПП оказывает продукция стран Юго-Восточной Азии?
Влияние весьма существенное. Например, мощная конкуренция со стороны поставщиков дешевых материалов из ЮВА вытесняет с рынка отечественных производителей. Помимо демпинга по ценам, данная ситуация приводит к переориентации технологических процессов на использование дешевых материалов, стабильность качества которых никто не гарантирует. Для современного производства, действующего в условиях высокой конкуренции, это неприемлемо.
Куда, на ваш взгляд, должен быть направлен вектор развития современного российского предприятия-производителя ПП?
Одной из основных ошибок российских предприятий является попытка охватить на одном производстве весь спектр ПП как по классам точности, так и по объемам выпуска. Любое предприятие, предполагающее сохранить и развивать производство ПП, в первую очередь должно определить свою позицию на рынке как по серийности, так и по уровню сложности продукции. Если невозможно провести полную реконструкцию производства в короткое время, необходимо выработать единую стратегию на долгосрочную перспективу и планомерно реализовывать намеченный план.
А куда будет направлено дальнейшее развитие российского производства ПП в целом?
Страны ЮВА приближаются к пику своих экспортных производственных возможностей. С одной стороны, рост динамики производства ПП в азиатских странах диктует повсеместное снижение цен на печатные платы. С другой стороны, мировой дефицит меди и увеличение цен на материалы для изготовления ламинатов, как и на энергоносители, сокращают прибыли производителей. В результате страны ЮВА, занимая сегодня 75% мирового рынка ПП, в дальнейшем могут поступиться частью своих позиций.
Первостепенная задача индустрии печатных плат Китая сегодня - удовлетворение нужд постоянно развивающегося производства внутри страны, и в перспективе предприятия КНР все в большей мере будут ориентироваться на внутренний рынок.
В свою очередь, страны Западной Европы в области производства ПП заняты разрешением проблем высокой стоимости рабочей силы и экологической ситуации в перенаселенной Европе. Уже сегодня взгляды европейских поставщиков оборудования, технологии, материалов устремлены на Восточную Европу - в первую очередь на Чехию, Польшу, Венгрию, а в перспективе - на Россию и Украину.
На основании изложенных фактов можно предположить, что российская индустрия ПП в перспективе имеет все шансы занять лидирующие позиции в прототипном, средне- и мелкосерийном производстве ПП как для насыщения внутреннего рынка, так и для обеспечения предложения на экспорт.
Таким образом, конференция показала, что в области отечественного производства ПП мы становимся свидетелями новой революции, которая происходит в наиболее продвинутых компаниях с агрессивным маркетингом. В итоге, опираясь на компромисс знаний и технологий, на преемственность поколений, Россия может занять прочную позицию на мировом рынке производителей ПП.
Помимо многочисленных достоинств прошедшей конференции, нельзя не отметить организационную четкость ее проведения. Безусловная заслуга в этом принадлежит организатору - компании "Петрокоммерц", - сделавшей мероприятие не только полезным, но и приятным для всех его участников.
Отзывы читателей