Мировой рынок средств отображения информации. В цифрах и таблицах
Уже многие годы локомотив рынка ППД – производство и продажа телевизоров, а наиболее динамичный сегмент этого рынка – телевизоры с ЖК-экраном. Годовой объем продаж телевизоров с размером ЖК-экрана больше 10" вырос к первому кварталу 2005 года на 125%. При этом ежеквартально наблюдается как снижение цены панели на 20–40%, так и увеличение ее среднего размера на 12% (в конце 2004 года наибольшим спросом пользовались телевизоры с размером экрана 22,6"). Как результат этого, за рассматриваемый период продажи телевизоров с диагональю ЖК-экрана более 20" выросли на 141% и составили 4,1 млрд. долл., а доля продаж телевизоров с размером ЖК-экрана более 30" – с 15% в первом квартале 2004 года до 23% за тот же период 2005-го (годовые темпы прироста 254%). При этом доля телевизоров с ЖК-экраном размером 20–21" на рынке составляет 25% от общего объема продаж ЖК-телевизоров, 15–19" – 21% и 30–34" – 20%. Основные игроки в этом сегменте рынка, на долю которых приходится 60% мирового рынка телевизоров с ЖК-экраном, – Sharp, Philips, Samsung (табл.3). Наибольший региональный рынок телевизоров этого типа – КНР (табл.4). При этом особенность китайского рынка – обеспечение высоких темпов роста на две трети за счет собственного производства.
Что касается телевизоров с плазменным или рир-проекционным экраном, то их доля на мировом рынке сейчас невелика – 2,9 и 2,5%, соответственно. Ведущий поставщик телевизоров с плазменным экраном – компания Panasonic, которая увеличила их отгрузки на 90%, благодаря чему ее доля в этом секторе на мировом рынке возросла с 17 до 27%. Особенно сильные позиции Panasonic занимает на японском и североамериканском рынках (66 и 33%, соответственно). На мировом рынке плазменных ТВ далее идут LGE, Samsung, Philips, Hitachi, Pioneer и Sony. Однако если рассмотреть отдельно поставки плазменных панелей, то лидером уже выступает корпорация Samsung SDI (31%), за которой следуют Matsushita (25%) и LGE.
На обширном рынке проекционных устройств выделим рынок рир-проекционных систем, рассчитанных на массового покупателя, в то время как фронтальные проекционные телевизоры в основном представляют собой офисное оборудование. По-видимому, 2005 год – последний, характеризуемый положительной динамикой производства рир-проекционных телевизоров с ЭЛТ-проекторами (табл.5). Они вытесняются телевизорами на базе проекторов с микродисплеями одного из трех типов (DLP, LCD, LCoS), т.е. рир-проекционными телевизорами с цифровым сигнальным процессором, ЖК-матрицей или ЖК-модулятором на кремнии, соответственно. Продажи таких телевизоров за год почти удвоились. Среди микродисплеев вновь лидируют ЖК-панели, занимая более 50% этого сегмента рынка (табл.6). Наконец, на рынке появилась новая технология LCoS, которая наиболее совместима с полупроводниковым производством.
Самый емкий региональный рынок рир-проекционных систем – североамериканский, на котором продается 63% всех систем этого типа и 86% устройств с микродисплеями. Наибольшим спросом пользуются устройства с размером экрана 50–54" и 40–44" (36 и 30%, соответственно). Цена 40–44"-проекционных систем в начале 2005 года составила 1999 долл. Устройства с микродисплеями доминируют на рынке телевизоров с диагональю экрана более 60" (69%), в то время как в сегменте телевизоров с 50–54"-экранами они уступают системам с ЭЛТ-проекторами (38% и 40% соответственно).
Лидеры сегмента рынка рир-проекционных устройств – Sony (25%), Samsung, TTE, Toshiba и Hitachi. При этом Sony занимает первое место по продажам в Северной Америке, Samsung – в Европе и остальном мире, а в Китае первенство держит Changhong. В секторе систем на базе микродисплеев также лидирует Sony, на долю которой приходится 44% этого рынка, за ней следуют Samsung, Panasonic, Mitsubishi и Hitachi.
Следует отметить, что при одной и той же цене плазменный телевизор уступает проекционному по размеру и разрешению изображения, а жидкокристаллический превосходит все телевизоры по разрешению.
Другой важный сегмент рынка плоскопанельных дисплеев – это ЖК-мониторы, продажи которых выросли за период с первого квартала 2004 года по первый квартал 2005-го на 44%. В результате в первом квартале 2005 года доля ЖК-мониторов в общем объеме продаж настольных устройств выросла до 63,6%. Для сравнения в четвертом квартале 2004 года этот показатель равнялся 56,2%, а в первом квартале того же года 49,9%. Согласно оценкам, в 2005 году будет продано 90 млн. таких мониторов
Средняя розничная цена мониторов наиболее популярных размеров стремительно снижается. Если в начале 2004 года 15"-мониторы стоили 199 долл., 17" – 299 долл. и 19" – 399 долл., то в декабре цена 15"- и 17"-мониторов снизилась до 136 и 163 долл., соответственно. А 19"-мониторы на ЖК с планарным переключением (IPS) или вертикальной ориентацией (VA) стоили уже 210 долл., тогда как мониторы с экраном на основе ЖК с твист-эффектом (NT) – 196 долл. Такое снижение цен приводит к сезонному изменению доходов от продаж, которые снизились с 8,2 млрд. долл. в четвертом квартале 2004 года до 7,8 млрд. долл. в первом квартале 2005 года.
Ведущие поставщики ЖК-мониторов на мировом рынке – Dell, Samsung, Hewlett-Packard (табл.7). Эти компании лидируют (правда, в несколько другом порядке) и на рынке Северной Америки (табл.8), на котором в основном представлены фирмы стран АТР. Североамериканский рынок (31,6% от мировых продаж) в целом уступает европейскому (41%). 96,7% всех поставок настольных ЖК-мониторов приходится на долю мониторов с размером экрана по диагонали 15" (19,7%), 17" (58,4%) и 19" (18,3%).
В 2005 году ожидаются достаточно высокие доходы и от продаж дисплеев среднего и малого размера – 21,3 млрд. долл., что означает 11%-ный рост. В первом квартале 2005 года таких дисплеев было произведено около 300 млн. шт. Почти две трети из них составляют дисплеи для сотовых телефонов (табл.9). В этом сегменте рынка доля основных поставщиков распределяется следующим образом:
Поставщик I кв. 2005 года
Sharp 18,2%
Sanyo Epson 12,4%
TMDisplay 9,4%
Samsung SDI 8,7%
Samsung 8,2%
Philips 7,7%
Wintek 4,3%
ST LCD 4,1%
AUO 3,8%
Hitachi 2,9%
Другие компании 20,3%
Всего 100,0%
В настоящее время в секторе рынка малых и средних дисплеев наблюдается быстрый рост популярности устройств на основе органических светодиодов (OLED), которые уже в первом квартале 2005 года находили применение во вспомогательных дисплеях мобильных телефонов типа раскладушки (43,9% объема продаж – 100,9 млн. долл.), МР3-плеерах (31,4%), автомобильных радиосистемах (9,8%) и других устройствах (табл.10). Во многих случаях благодаря лучшему разрешению и более быстрому переключению OLED заменяют пассивные ЖКД на основе супертвист- и твист-эффекта. Из-за неопределенности с применениями этих приборов данный сегмент рынка пока подвержен значительным колебаниям. Тем не менее, по сравнению с ЖКД рынок OLED пока невелик – всего 100 млн. долл. (табл.11). В 2004-м наблюдался рост продаж OLED в стоимостном отношении на 14% и на 17% в количественном выражении. Из всех изготовленных OLED 90% выполнены на основе низкомолекулярного излучающего материала (табл.12). Только Philips производит OLED с полимерными излучателями, показывая почти 15-кратный годовой прирост продаж.
В заключение нельзя не напомнить и о серьезном конкуренте "зрелых" технологий – появившемся недавно, но разрабатываемом еще с 80-х годов – SED-дисплеях (Surface-conduction Electron emitter Display – дисплей на основе эффекта холодной эмиссии электронов), представляющих собой ответвление дисплеев с полевой эмиссией (FED).
Объем обзора не позволяет ознакомить читателя с множеством интересных технологий, которые, правда, еще не нашли широкого применения, – гибкими дисплеями, электронной бумагой, дисплеями, формирующими объемное изображение, а также с дисплеями военного и промышленного назначения. Тем не менее, представленный здесь обзор рынка СОИ – наиболее систематичное и полное описание столь важного сегмента мирового рынка электроники.