Выпуск #1/2023
Ю. Ковалевский
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ ГОЗ. ЗАСЕДАНИЕ СЕКЦИИ ПО ВОЕННО-ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКЕ И БЮДЖЕТУ ЭКСПЕРТНОГО СОВЕТА ПРИ КОМИТЕТЕ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ ПО ОБОРОНЕ И БЕЗОПАСНОСТИ
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ ГОЗ. ЗАСЕДАНИЕ СЕКЦИИ ПО ВОЕННО-ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКЕ И БЮДЖЕТУ ЭКСПЕРТНОГО СОВЕТА ПРИ КОМИТЕТЕ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ ПО ОБОРОНЕ И БЕЗОПАСНОСТИ
Просмотры: 876
DOI: 10.22184/1992-4178.2023.222.1.36.40
Совершенствование законодательства в области ГОЗ
Заседание Секции по военно-промышленной политике
и бюджету Экспертного совета при Комитете Совета Федерации
по обороне и безопасности
Ю. Ковалевский
23 ноября 2022 года состоялось заседание Секции по военно-промышленной политике и бюджету Экспертного совета при Комитете Совета Федерации по обороне и безопасности на тему «О совершенствовании нормативного правового обеспечения государственного оборонного заказа в условиях внешнеэкономических санкций». На мероприятии обсуждались вопросы правоприменительной практики законодательства в сфере ГОЗ, изменения нормативно-правовой базы, внесенные в 2022 году, а также предложения по ее дальнейшему совершенствованию.
Заседание проводил заместитель председателя Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности С. Н. Муратов.
В своем вступительном слове он определил основные предлагаемые к обсуждению вопросы, в частности, касающиеся критериев для привлечения к уголовной ответственности руководителей предприятий ОПК за нарушение условий госконтрактов по ГОЗ и за уклонение или отказ от заключения госконтрактов в соответствии с Федеральным законом от 24 сентября 2022 года № 365-ФЗ, ценообразования продукции по ГОЗ, применения отдельных счетов, субсидирования. Также было указано на необходимость повышения престижа профессии работника предприятий ОПК и выработки преференций для сотрудников предприятий в данной сфере.
С. Н. Муратов проинформировал присутствующих о том, что перед заседанием Комитетом был проведен мониторинг правоприменительной практики Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» и связанных с ним нормативных правовых актов среди представителей госкорпораций и предприятий ОПК. На основе анализа проблем и предложений по совершенствованию законодательства в данной сфере был подготовлен проект рекомендаций.
Заместитель руководителя Секции, директор АНО «Институт социально-экономических стратегий и технологий развития» П. А. Верник познакомил участников заседания с рядом актуальных вопросов выполнения гособоронзаказа в условиях внешнеэкономических санкций и озвучил предложения по их решению, разработанные на основе анализа материала, полученного от предприятий оборонной промышленности по результатами мониторинга правоприменения законодательства о ГОЗ.
По вопросу ценообразования в качестве основной проблемы было отмечено несоответствие применяемых индексов-дефляторов реальной динамике цен и инфляционных процессов. Для решения этой проблемы было предложено проработать вопрос о возможности учета реальных индексов-дефляторов на 2022 год с компенсацией предприятиям понесенных убытков.
С целью упрощения документооборота и сокращения потерь временных и финансовых ресурсов, связанных с применением отдельных счетов, было предложено внести в Федеральный закон «О государственном оборонном заказе» механизм единых отдельных счетов для головных исполнителей и исполнителей по цепочке кооперации, в рамках которого контроль за использованием денежных средств должен осуществляться на основании идентификаторов госконтрактов.
Кроме того, были озвучены предложения: о необходимости увеличения на практике минимального размера рентабельности до 25% плановых затрат организации на поставку (включая производство) продукции, поставляемой по ГОЗ; об увеличении суммы для оплаты любых расходов головных исполнителей и исполнителей ГОЗ, списываемых с отдельного счета на другие счета исполнителей, до 15 млн и 10 млн руб. в месяц соответственно; о внесении в состав затрат, которые формируют цену продукции по ГОЗ, ряда расходов, в том числе расходы на инициативные НИОКР, произведенные за собственный счет предприятий-разработчиков, если ранее указанные затраты не были возмещены в соответствии с отдельным контрактом и результаты этих работ используются при производстве продукции, без согласования с государственным заказчиком.
По вопросам, связанным с приобретением оборудования и кадровым обеспечением выполнения ГОЗ, были приведены предложения ускорить и уточнить процедуру получения госфинансирования в форме субсидий предприятиями ОПК на закупку оборудования, необходимого для выполнения повышенных объемов ГОЗ; обеспечить финансовую возможность предприятий ОПК для мотивации квалифицированных специалистов; повысить уровень оплаты труда работникам предприятий, участвующим в выполнении ГОЗ; предусмотреть расходы на ДМС, жилищную программу, материальную помощь, соучастие в ипотеке в рамках соцпрограмм.
Докладчиком были также озвучены предложения по смягчению уголовной ответственности для должностных лиц при исполнении ими условий госконтрактов по ГОЗ либо условий договоров, заключенных в целях выполнения ГОЗ, в частности: установить в качестве критерия криминализации умышленность деяний должностного лица, направленных на сознательное нарушение условий госконтракта (договора), а также его срыв, повлекший ущерб интересам Российской Федерации.
Д. Н. Завилевич, начальник отдела – заместитель начальника управления планирования и реализации ГПВ и ГОЗ Главного управления вооружения ВС РФ, сообщил о результатах, достигнутых благодаря уже внесенным изменениям в законодательство в сфере ГОЗ, направленным на его совершенствование. В частности, было указано на упрощение порядка заключения госконтрактов, обеспечение необходимыми объемами авансирования до 80% от стоимости госконтрактов, но не более предусмотренного годового объема, и ритмичность поступления соответствующих средств и др. Также докладчик призвал поддержать предложение о применении единого кода бюджетной классификации (КБК) для расчетов по госконтрактам по ГОЗ, которое, по его словам, ранее было поддержано рядом госкорпораций и других государственных заказчиков.
А. А. Перегудов, директор Департамента оборонно-промышленного комплекса Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, рассказал о проделанной министерством работе по совершенствованию регулирования в сфере ГОЗ в 2022 году, а также о текущей деятельности в этом направлении. Так, был внесен ряд изменений в постановление Правительства РФ от 2 декабря 2017 года № 1465, определяющее государственное регулирование цен на продукцию, поставляемую по ГОЗ. В частности, в постановлении уточнены понятия «единственный поставщик» и «потенциальный единственный поставщик»; введено понятие «прогнозная цена»; разработан механизм применения и документального оформления скидки к цене продукции, поставляемой по ГОЗ; установлен порядок формирования фиксированной цены работ и услуг по ремонту и сервисному обслуживанию по государственным контрактам, объем работ (оказания услуг) по которым не определен до их фактического выполнения; установлена обязанность государственного заказчика предоставлять единственному поставщику мотивированное заключение в случае несогласия с ценой продукции; увеличен процент рентабельности (прибыли) в расчете от собственных затрат до 25 и до 30% в случае направления части прибыли на развитие производства и др. Кроме того, были внесены изменения в приказ Министерства промышленности и торговли РФ от 8 февраля 2019 года № 334 «Об утверждении порядка определения состава затрат, включаемых в цену продукции, поставляемой в рамках государственного оборонного заказа» (в статью калькуляции «Прочие прямые затраты» с 9 октября 2022 года включаются затраты на аренду высокопроизводительных вычислительных ресурсов, используемых для создания научно-технической продукции (составной части научно-технической продукции), в том числе включающие в себя затраты по использованию на указанных ресурсах ПО, и необходимых в соответствии с технической документацией, утвержденной госзаказчиком) и в другие нормативные документы.
Среди направлений текущих работ по совершенствованию регулирования в сфере ГОЗ была отмечена проработка необходимости установления регламента по расчету базовых экономических показателей и нормативов и их согласованию с военными представительствами МО РФ и уполномоченным органом госзаказчика; корректировки применения при формировании цен на продукцию методов индексации базовой цены и базовых затрат; корректировки форм документов в части расчетно-калькуляционных материалов, предусмотренных Положением о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по ГОЗ; повышения уровня оплаты труда работников предприятий, выпускающих продукцию по ГОЗ, и др. Также прозвучала информация о том, что на момент проведения мероприятия проходил согласование проект приказа министерства № 334 с рядом изменений, которыми, в частности, уточняется состав затрат на оплату труда и некоторые другие цели, а также устанавливается приоритет фактического уровня затрат на оплату труда при принятии решения об обоснованности уровня затрат на оплату труда, включенных в цену продукции.
И. В. Чуркин, заместитель начальника Управления контроля и правового обеспечения государственного оборонного заказа Федеральной антимонопольной службы, отметил, что по направлениям, касающимся регулирования цен, которые были озвучены предыдущим докладчиком, ФАС России включено в совместную работу с Минпромторгом России, и остановился на вопросах административной ответственности предприятий и их руководителей в отношении выполнения госконтрактов по ГОЗ.
И. В. Чуркин сообщил, что ФАС России взят курс на упреждение совершения правонарушений и применение «мягкого права». В частности, при отказе или уклонении от заключения госконтракта привлечение к административной ответственности не производится, если соответствующее лицо в результате выполнило требование по заключению госконтракта.
Кроме того, участники были проинформированы об изменениях законодательства, позволяющих государственному заказчику и головному исполнителю запрашивать информацию по цепочке кооперации, касающуюся цены на продукцию, что повышает для них прозрачность процессов ценообразования.
И. В. Кириллов, директор департамента аудита обороны, национальной безопасности и правоохранительной деятельности Счетной палаты Российской Федерации, в своем докладе привел ряд практических проблем, которые выявляются при проверке заключения и исполнения госконтрактов. В частности, было отмечено, что во многих случаях можно было бы избежать изменения цен и сроков контрактов, если бы они были лучше проработаны на стадии планирования. Также существуют проблемы с определением на начальной стадии планирования прогнозных цен, хотя и наблюдается положительная тенденция, проявляющаяся в увеличении количества полученных заключений по прогнозным ценам и доли тех из них, которые по факту учитываются при формировании ГОЗ. Также были озвучены проблемы низкого уровня рентабельности; роста себестоимости контрактов из-за дополнительных расходов на оплату труда при том, что цены на продукцию остаются фиксированными; превышения сроков рассмотрения цен по госконтрактам при их переводе из ориентировочных в фиксированные и др.
В рамках заседания также выступили представители Министерства финансов Российской Федерации, Госкорпорации «Роскосмос», Госкорпорации «Ростех», АО «НПО Лавочкина», АО «НПК «Техмаш», АО «Концерн ВКО «Алмаз-Антей», АО «Объединенная судостроительная корпорация», АО «Объединенная двигателестроительная корпорация».
По обсуждаемым вопросам высказался и представитель банковской сферы – первый заместитель председателя ПАО «Промсвязьбанк» О. А. Минаев. Отметив, что основные причины возникающих у предприятий сложностей при выполнении госконтрактов по ГОЗ были приведены в докладе представителя Счетной палаты РФ, он выразил мнение, что, несмотря на необходимость продолжения совершенствования Федерального закона № 275-ФЗ, отход от его базовых принципов, в частности от применения отдельных счетов по каждому контракту, нанесет вред для банковской сферы. По словам докладчика, проблемы предприятий, связанные с отдельными счетами, преимущественно вызваны неосведомленностью об имеющихся механизмах или неумением данных предприятий пользоваться ими.
А. В. Брыкин, директор Ассоциации «Консорциум «Базис», озвучил другое предложение, касающееся отдельных счетов: перейти от схемы «отдельный счет для каждого контракта» к схеме «отдельный счет для каждого заказчика», что может позволить упростить закупки для серийного производства. Также он указал на актуальность вопроса опережающих закупок и предложил рассмотреть возможность принятия решения на уровне Правительства РФ о предоставлении субсидий на уплату процентов по кредитам для этой цели.
По обсуждаемым вопросам и предложениям своим мнением поделился заместитель председателя коллегии Военно-промышленной комиссии Российской Федерации О. И. Бочкарёв. В частности, он высказал мнение, что средства для дополнительной оплаты труда следует обеспечивать в форме субсидий по линии Минпромторга России. Также было предложено провести в Совете Федерации слушания по практике применения Федерального закона № 365-ФЗ в части уголовной ответственности руководителей предприятий при выполнении ГОЗ, на котором заслушать представителей Генеральной прокуратуры РФ.
В отношении применения отдельных счетов О. И. Бочкарёв согласился с тем, что сложности в этом вопросе существуют, однако указал на то, что некоторые поднятые на заседании проблемы могут быть решены, для чего предложил более плотно работать с Минобороны России, в частности пользоваться горячей линией, открытой данным министерством.
Также было предложено более плотно работать с банками, которые, по сути, являются выгодоприобретателями при банковском обеспечении госконтрактов, в том числе оценить их возможности по реинвестированию средств, полученных от этой деятельности, в ОПК, получения кредитов под меньшие процентные ставки и т. п.
О. И. Бочкарёв высказался и по другим вопросам, обсуждавшимся на заседании, в частности, касающимся кадрового обеспечения и сроков рассмотрения при переводе цен на продукцию из ориентировочных в фиксированные.
Подводя итоги мероприятия, С. Н. Муратов прокомментировал ряд обсуждаемых проблем и предложений. В частности, он поддержал необходимость установления в качестве критерия криминализации при нарушении условий госконтрактов по ГОЗ и уклонении или отказе от заключения госконтрактов умышленность действий руководителя предприятия ОПК или его халатность, отметив, что руководители – это уникальные кадры, которые нужно беречь. Была подчеркнута важность вопросов ценообразования, в частности применения реальных индексов-дефляторов и принятия цены по фактическим затратам.
Также была выделена проблема необходимости работы предприятий с большим количеством отдельных счетов, что приводит к крайне высокой нагрузке на их финансовые и бухгалтерские подразделения.
В целом, С. Н. Муратов указал на назревшую необходимость совершенствования механизма выполнения гособоронзаказа и принятия актуальных мер поддержки оборонных предприятий и отметил, что своевременная корректировка законодательства по ряду направлений позволит более эффективно решать вопросы производства и поставки в войска техники и вооружения.
Участники мероприятия были проинформированы о том, что все прозвучавшие вопросы и предложения будут систематизированы и обсуждены в рамках Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности, а итоговый документ заседания будет направлен в Правительство Российской Федерации. ●
Заседание Секции по военно-промышленной политике
и бюджету Экспертного совета при Комитете Совета Федерации
по обороне и безопасности
Ю. Ковалевский
23 ноября 2022 года состоялось заседание Секции по военно-промышленной политике и бюджету Экспертного совета при Комитете Совета Федерации по обороне и безопасности на тему «О совершенствовании нормативного правового обеспечения государственного оборонного заказа в условиях внешнеэкономических санкций». На мероприятии обсуждались вопросы правоприменительной практики законодательства в сфере ГОЗ, изменения нормативно-правовой базы, внесенные в 2022 году, а также предложения по ее дальнейшему совершенствованию.
Заседание проводил заместитель председателя Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности С. Н. Муратов.
В своем вступительном слове он определил основные предлагаемые к обсуждению вопросы, в частности, касающиеся критериев для привлечения к уголовной ответственности руководителей предприятий ОПК за нарушение условий госконтрактов по ГОЗ и за уклонение или отказ от заключения госконтрактов в соответствии с Федеральным законом от 24 сентября 2022 года № 365-ФЗ, ценообразования продукции по ГОЗ, применения отдельных счетов, субсидирования. Также было указано на необходимость повышения престижа профессии работника предприятий ОПК и выработки преференций для сотрудников предприятий в данной сфере.
С. Н. Муратов проинформировал присутствующих о том, что перед заседанием Комитетом был проведен мониторинг правоприменительной практики Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» и связанных с ним нормативных правовых актов среди представителей госкорпораций и предприятий ОПК. На основе анализа проблем и предложений по совершенствованию законодательства в данной сфере был подготовлен проект рекомендаций.
Заместитель руководителя Секции, директор АНО «Институт социально-экономических стратегий и технологий развития» П. А. Верник познакомил участников заседания с рядом актуальных вопросов выполнения гособоронзаказа в условиях внешнеэкономических санкций и озвучил предложения по их решению, разработанные на основе анализа материала, полученного от предприятий оборонной промышленности по результатами мониторинга правоприменения законодательства о ГОЗ.
По вопросу ценообразования в качестве основной проблемы было отмечено несоответствие применяемых индексов-дефляторов реальной динамике цен и инфляционных процессов. Для решения этой проблемы было предложено проработать вопрос о возможности учета реальных индексов-дефляторов на 2022 год с компенсацией предприятиям понесенных убытков.
С целью упрощения документооборота и сокращения потерь временных и финансовых ресурсов, связанных с применением отдельных счетов, было предложено внести в Федеральный закон «О государственном оборонном заказе» механизм единых отдельных счетов для головных исполнителей и исполнителей по цепочке кооперации, в рамках которого контроль за использованием денежных средств должен осуществляться на основании идентификаторов госконтрактов.
Кроме того, были озвучены предложения: о необходимости увеличения на практике минимального размера рентабельности до 25% плановых затрат организации на поставку (включая производство) продукции, поставляемой по ГОЗ; об увеличении суммы для оплаты любых расходов головных исполнителей и исполнителей ГОЗ, списываемых с отдельного счета на другие счета исполнителей, до 15 млн и 10 млн руб. в месяц соответственно; о внесении в состав затрат, которые формируют цену продукции по ГОЗ, ряда расходов, в том числе расходы на инициативные НИОКР, произведенные за собственный счет предприятий-разработчиков, если ранее указанные затраты не были возмещены в соответствии с отдельным контрактом и результаты этих работ используются при производстве продукции, без согласования с государственным заказчиком.
По вопросам, связанным с приобретением оборудования и кадровым обеспечением выполнения ГОЗ, были приведены предложения ускорить и уточнить процедуру получения госфинансирования в форме субсидий предприятиями ОПК на закупку оборудования, необходимого для выполнения повышенных объемов ГОЗ; обеспечить финансовую возможность предприятий ОПК для мотивации квалифицированных специалистов; повысить уровень оплаты труда работникам предприятий, участвующим в выполнении ГОЗ; предусмотреть расходы на ДМС, жилищную программу, материальную помощь, соучастие в ипотеке в рамках соцпрограмм.
Докладчиком были также озвучены предложения по смягчению уголовной ответственности для должностных лиц при исполнении ими условий госконтрактов по ГОЗ либо условий договоров, заключенных в целях выполнения ГОЗ, в частности: установить в качестве критерия криминализации умышленность деяний должностного лица, направленных на сознательное нарушение условий госконтракта (договора), а также его срыв, повлекший ущерб интересам Российской Федерации.
Д. Н. Завилевич, начальник отдела – заместитель начальника управления планирования и реализации ГПВ и ГОЗ Главного управления вооружения ВС РФ, сообщил о результатах, достигнутых благодаря уже внесенным изменениям в законодательство в сфере ГОЗ, направленным на его совершенствование. В частности, было указано на упрощение порядка заключения госконтрактов, обеспечение необходимыми объемами авансирования до 80% от стоимости госконтрактов, но не более предусмотренного годового объема, и ритмичность поступления соответствующих средств и др. Также докладчик призвал поддержать предложение о применении единого кода бюджетной классификации (КБК) для расчетов по госконтрактам по ГОЗ, которое, по его словам, ранее было поддержано рядом госкорпораций и других государственных заказчиков.
А. А. Перегудов, директор Департамента оборонно-промышленного комплекса Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, рассказал о проделанной министерством работе по совершенствованию регулирования в сфере ГОЗ в 2022 году, а также о текущей деятельности в этом направлении. Так, был внесен ряд изменений в постановление Правительства РФ от 2 декабря 2017 года № 1465, определяющее государственное регулирование цен на продукцию, поставляемую по ГОЗ. В частности, в постановлении уточнены понятия «единственный поставщик» и «потенциальный единственный поставщик»; введено понятие «прогнозная цена»; разработан механизм применения и документального оформления скидки к цене продукции, поставляемой по ГОЗ; установлен порядок формирования фиксированной цены работ и услуг по ремонту и сервисному обслуживанию по государственным контрактам, объем работ (оказания услуг) по которым не определен до их фактического выполнения; установлена обязанность государственного заказчика предоставлять единственному поставщику мотивированное заключение в случае несогласия с ценой продукции; увеличен процент рентабельности (прибыли) в расчете от собственных затрат до 25 и до 30% в случае направления части прибыли на развитие производства и др. Кроме того, были внесены изменения в приказ Министерства промышленности и торговли РФ от 8 февраля 2019 года № 334 «Об утверждении порядка определения состава затрат, включаемых в цену продукции, поставляемой в рамках государственного оборонного заказа» (в статью калькуляции «Прочие прямые затраты» с 9 октября 2022 года включаются затраты на аренду высокопроизводительных вычислительных ресурсов, используемых для создания научно-технической продукции (составной части научно-технической продукции), в том числе включающие в себя затраты по использованию на указанных ресурсах ПО, и необходимых в соответствии с технической документацией, утвержденной госзаказчиком) и в другие нормативные документы.
Среди направлений текущих работ по совершенствованию регулирования в сфере ГОЗ была отмечена проработка необходимости установления регламента по расчету базовых экономических показателей и нормативов и их согласованию с военными представительствами МО РФ и уполномоченным органом госзаказчика; корректировки применения при формировании цен на продукцию методов индексации базовой цены и базовых затрат; корректировки форм документов в части расчетно-калькуляционных материалов, предусмотренных Положением о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по ГОЗ; повышения уровня оплаты труда работников предприятий, выпускающих продукцию по ГОЗ, и др. Также прозвучала информация о том, что на момент проведения мероприятия проходил согласование проект приказа министерства № 334 с рядом изменений, которыми, в частности, уточняется состав затрат на оплату труда и некоторые другие цели, а также устанавливается приоритет фактического уровня затрат на оплату труда при принятии решения об обоснованности уровня затрат на оплату труда, включенных в цену продукции.
И. В. Чуркин, заместитель начальника Управления контроля и правового обеспечения государственного оборонного заказа Федеральной антимонопольной службы, отметил, что по направлениям, касающимся регулирования цен, которые были озвучены предыдущим докладчиком, ФАС России включено в совместную работу с Минпромторгом России, и остановился на вопросах административной ответственности предприятий и их руководителей в отношении выполнения госконтрактов по ГОЗ.
И. В. Чуркин сообщил, что ФАС России взят курс на упреждение совершения правонарушений и применение «мягкого права». В частности, при отказе или уклонении от заключения госконтракта привлечение к административной ответственности не производится, если соответствующее лицо в результате выполнило требование по заключению госконтракта.
Кроме того, участники были проинформированы об изменениях законодательства, позволяющих государственному заказчику и головному исполнителю запрашивать информацию по цепочке кооперации, касающуюся цены на продукцию, что повышает для них прозрачность процессов ценообразования.
И. В. Кириллов, директор департамента аудита обороны, национальной безопасности и правоохранительной деятельности Счетной палаты Российской Федерации, в своем докладе привел ряд практических проблем, которые выявляются при проверке заключения и исполнения госконтрактов. В частности, было отмечено, что во многих случаях можно было бы избежать изменения цен и сроков контрактов, если бы они были лучше проработаны на стадии планирования. Также существуют проблемы с определением на начальной стадии планирования прогнозных цен, хотя и наблюдается положительная тенденция, проявляющаяся в увеличении количества полученных заключений по прогнозным ценам и доли тех из них, которые по факту учитываются при формировании ГОЗ. Также были озвучены проблемы низкого уровня рентабельности; роста себестоимости контрактов из-за дополнительных расходов на оплату труда при том, что цены на продукцию остаются фиксированными; превышения сроков рассмотрения цен по госконтрактам при их переводе из ориентировочных в фиксированные и др.
В рамках заседания также выступили представители Министерства финансов Российской Федерации, Госкорпорации «Роскосмос», Госкорпорации «Ростех», АО «НПО Лавочкина», АО «НПК «Техмаш», АО «Концерн ВКО «Алмаз-Антей», АО «Объединенная судостроительная корпорация», АО «Объединенная двигателестроительная корпорация».
По обсуждаемым вопросам высказался и представитель банковской сферы – первый заместитель председателя ПАО «Промсвязьбанк» О. А. Минаев. Отметив, что основные причины возникающих у предприятий сложностей при выполнении госконтрактов по ГОЗ были приведены в докладе представителя Счетной палаты РФ, он выразил мнение, что, несмотря на необходимость продолжения совершенствования Федерального закона № 275-ФЗ, отход от его базовых принципов, в частности от применения отдельных счетов по каждому контракту, нанесет вред для банковской сферы. По словам докладчика, проблемы предприятий, связанные с отдельными счетами, преимущественно вызваны неосведомленностью об имеющихся механизмах или неумением данных предприятий пользоваться ими.
А. В. Брыкин, директор Ассоциации «Консорциум «Базис», озвучил другое предложение, касающееся отдельных счетов: перейти от схемы «отдельный счет для каждого контракта» к схеме «отдельный счет для каждого заказчика», что может позволить упростить закупки для серийного производства. Также он указал на актуальность вопроса опережающих закупок и предложил рассмотреть возможность принятия решения на уровне Правительства РФ о предоставлении субсидий на уплату процентов по кредитам для этой цели.
По обсуждаемым вопросам и предложениям своим мнением поделился заместитель председателя коллегии Военно-промышленной комиссии Российской Федерации О. И. Бочкарёв. В частности, он высказал мнение, что средства для дополнительной оплаты труда следует обеспечивать в форме субсидий по линии Минпромторга России. Также было предложено провести в Совете Федерации слушания по практике применения Федерального закона № 365-ФЗ в части уголовной ответственности руководителей предприятий при выполнении ГОЗ, на котором заслушать представителей Генеральной прокуратуры РФ.
В отношении применения отдельных счетов О. И. Бочкарёв согласился с тем, что сложности в этом вопросе существуют, однако указал на то, что некоторые поднятые на заседании проблемы могут быть решены, для чего предложил более плотно работать с Минобороны России, в частности пользоваться горячей линией, открытой данным министерством.
Также было предложено более плотно работать с банками, которые, по сути, являются выгодоприобретателями при банковском обеспечении госконтрактов, в том числе оценить их возможности по реинвестированию средств, полученных от этой деятельности, в ОПК, получения кредитов под меньшие процентные ставки и т. п.
О. И. Бочкарёв высказался и по другим вопросам, обсуждавшимся на заседании, в частности, касающимся кадрового обеспечения и сроков рассмотрения при переводе цен на продукцию из ориентировочных в фиксированные.
Подводя итоги мероприятия, С. Н. Муратов прокомментировал ряд обсуждаемых проблем и предложений. В частности, он поддержал необходимость установления в качестве критерия криминализации при нарушении условий госконтрактов по ГОЗ и уклонении или отказе от заключения госконтрактов умышленность действий руководителя предприятия ОПК или его халатность, отметив, что руководители – это уникальные кадры, которые нужно беречь. Была подчеркнута важность вопросов ценообразования, в частности применения реальных индексов-дефляторов и принятия цены по фактическим затратам.
Также была выделена проблема необходимости работы предприятий с большим количеством отдельных счетов, что приводит к крайне высокой нагрузке на их финансовые и бухгалтерские подразделения.
В целом, С. Н. Муратов указал на назревшую необходимость совершенствования механизма выполнения гособоронзаказа и принятия актуальных мер поддержки оборонных предприятий и отметил, что своевременная корректировка законодательства по ряду направлений позволит более эффективно решать вопросы производства и поставки в войска техники и вооружения.
Участники мероприятия были проинформированы о том, что все прозвучавшие вопросы и предложения будут систематизированы и обсуждены в рамках Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности, а итоговый документ заседания будет направлен в Правительство Российской Федерации. ●
Отзывы читателей