Выпуск #3/2023
Ю. Ковалевский
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ И ЗАКУПОЧНЫХ ПРОЦЕДУРАХ
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ И ЗАКУПОЧНЫХ ПРОЦЕДУРАХ
Просмотры: 471
DOI: 10.22184/1992-4178.2023.224.3.60.64
ЗАСЕДАНИЕ СЕКЦИИ ПО ВОЕННО-ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКЕ И БЮДЖЕТУ ЭКСПЕРТНОГО СОВЕТА ПРИ КОМИТЕТЕ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ ПО ОБОРОНЕ И БЕЗОПАСНОСТИ
ЗАСЕДАНИЕ СЕКЦИИ ПО ВОЕННО-ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКЕ И БЮДЖЕТУ ЭКСПЕРТНОГО СОВЕТА ПРИ КОМИТЕТЕ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ ПО ОБОРОНЕ И БЕЗОПАСНОСТИ
Совершенствование законодательства о контрактной системе
и закупочных процедурах
Заседание Секции по военно-промышленной политике
и бюджету Экспертного совета при Комитете Совета Федерации
по обороне и безопасности
Ю. Ковалевский
1 марта 2023 года в Москве прошло заседание Секции по военно-промышленной политике и бюджету Экспертного совета при Комитете Совета Федерации по обороне и безопасности на тему «О состоянии и направлениях совершенствования законодательства о контрактной системе и закупочных процедурах в условиях повышенных обязательств по выполнению государственного оборонного заказа». На мероприятии обсуждались предложения по внесению изменений в законодательство, регулирующее существующие процедуры закупок, направленные на повышение эффективности работы предприятий ОПК, выполняющих повышенные обязательства по гособоронзаказу.
Заседание проводил заместитель председателя Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности, руководитель Секции по военно-промышленной политике и бюджету Экспертного совета при Комитете С. Н. Муратов. В начале мероприятия руководитель Секции сообщил присутствующим, что предложения, подготовленные по результатам предыдущего заседания Секции были систематизированы и переданы в Правительство Российской Федерации. В результате рассмотрения получена информация о реализации большей части предложений, однако остались вопросы, которые еще требуют обсуждения.
Руководитель Секции обозначил ряд актуальных проблем, среди которых были названы необходимость работы предприятий с большим количеством отдельных счетов и невозможность использования «остатков» средств, находящихся на отдельном счете, для выполнения других заказов, что приводит к тому, что предприятия вынуждены обращаться за кредитами даже при фактическом наличии средств на их счетах. Также требует проработки вопрос усиления уголовной ответственности руководителей предприятий ОПК за нарушение условий госконтрактов и срыв гособоронзаказа.
Кроме того, С. Н. Муратов напомнил, что в Послании Президента Российской Федерации В. В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации было уделено большое внимание ОПК, определены направления развития промышленности, высокотехнологичного производства, области искусственного интеллекта и информационных технологий. В связи с этим С. Н. Муратовым было указанно на то, что любой российский продукт, в том числе из ИТ-сферы, должен иметь первоочередные преференции перед аналогичным зарубежным продуктом, поскольку финансовые потоки должны направляться в сторону российского производителя, что является важным условием развития отечественных технологий. Также было упомянуто, что в Послании Федеральному Собранию в качестве одной из основных задач была обозначена поддержка фундаментальных научных исследований как основы создания новых отечественных технологий, материалов и компонентов.
С. Н. Муратов отметил, что во второй половине 2022 года государством была оказана беспрецедентная поддержка предприятиям ОПК как в организационном, так и в финансовом плане, в частности предоставлены значительные субсидии, направленные на развитие производственных мощностей, которые уже принесли положительные результаты.
Передавая слово следующему докладчику, С. Н. Муратов сообщил, что при подготовке к сегодняшнему заседанию Секцией проведен мониторинг правоприменения законодательства о контрактной системе и закупках предприятиями ОПК, по результатам которого полученные предложения проанализированы и включены в итоговый документ заседания.
Заместитель руководителя Секции, директор АНО «Институт социально-экономических стратегий и технологий развития» П. А. Верник ознакомил участников заседания с результатами работы по анализу поступившей от предприятий ОПК информации о практике применения законодательства в сфере контрактной системы и закупок, полученной по итогам предварительно проведенного мониторинга.
П. А. Верник отметил, что за 2020–2022 годы по итогам более 16 проведенных заседаний и мониторингов правоприменения законодательства получены более 400 предложений от госкорпораций и предприятий ОПК, из них рекомендованы к рассмотрению Правительством РФ 310 предложений и 62 предложения реализовано в принятых нормативных правовых актах. В частности, постановлением Правительства РФ от 1 апреля 2022 года № 553 «О некоторых вопросах подтверждения производства промышленной продукции на территории Российской Федерации» продлен срок действия заключений, выдаваемых Минпромторгом России, на три года и упрощена процедура их выдачи. Кроме того, разработаны проекты федеральных законов о приоритете российской промышленной продукции перед импортными товарами и о внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях в части установления ответственности для заказчиков, не соблюдающих минимальную долю закупок товаров российского происхождения. Однако на момент проведения заседания данные законопроекты не были внесены в Государственную Думу.
П. А. Верник сообщил участникам заседания, что Президент Российской Федерации в своем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации отмечает свободу предпринимательства в качестве важнейшего элемента экономического суверенитета. В этой связи было предложено вернуться к вопросу пересмотра ряда норм уголовного законодательства в части экономических составов преступлений с целью их декриминализации.
Также, среди наиболее важных и актуальных вопросов по теме мероприятия были обозначены вопросы:
раскрытия информации о победителе закупок, контрагентах, существенных условиях госконтрактов;
проблемы приоритета наименьшей цены при выборе победителя в электронном аукционе над качеством продукции;
дополнения перечня критериев изменения существенных условии госконтракта фактом проведения контртеррористических и иных операций Вооруженными Силами РФ, другими войсками, воинскими формированиями и органами.
Руководитель Департамента государственных закупок Министерства обороны Российской Федерации Н. А. Кравцова в своем выступлении поддержала предложение о расширении перечня критериев изменения существенных условий госконтрактов обстоятельствами проведения контртеррористических операций, озвученное предыдущим докладчиком. Также руководителем Департамента было отмечено, что за последнее время были оптимизированы и упрощены закупочные процедуры, сокращены сроки проведения процедур. По словам Н. А. Кравцовой, в настоящее время проведение конкурса не является длительной процедурой, в связи с чем конкурс может быть использован вместо электронных аукционов, когда при выборе победителя учитывается такой приоритетный критерий, как качество продукции. При этом в целях ускорения и упрощения процедур закупок было предложено рассмотреть возможность использования механизма проведения электронного запроса котировок при осуществлении закупок товаров, работ, услуг заказчиками, которыми применяются закрытые конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Заместитель директора Департамента оборонно-промышленного комплекса Министерства промышленности и торговли Российской Федерации И. А. Матюнин поддержал предложения, касающиеся смягчения условий наступления уголовной ответственности в отношении руководителей предприятий ОПК, при этом отметив, что эти вопросы должны обсуждаться с учетом мнения правоохранительных органов и органов прокуратуры. Также был отмечен ряд предложений, подготовленных к обсуждению на заседании.
И. А. Матюнин отметил неясность целей и механизма синхронизации каталогов продукции (товаров), работ, услуг, входящих в Реестр промышленной продукции, не имеющей произведенных в Российской Федерации аналогов, Сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса и Единый реестр российской радиоэлектронной продукции, а также указал на возникающие сложности, к которым может привести создание общего реестра единственных поставщиков.
О. В. Горбачёва, начальник Управления контроля размещения государственного заказа Федеральной антимонопольной службы, в своем выступлении подчеркнула важность Федеральных законов от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ и от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ как сильных проконкурентных инструментов. Механизм закупок у единственного поставщика, по ее словам, нужен, но в конкретных целях. Для его применения в этих целях уже принято большое количество мер, и у соответствующих заказчиков сегодня есть все инструменты для использования данного механизма.
Также О. В. Горбачёва высказала свое мнение по другим вопросам, обсуждавшимся в рамках заседания.
Директор Департамента аудита обороны, национальной безопасности и правоохранительной деятельности Счетной палаты Российской Федерации И. В. Кириллов обратил внимание на выявляемые в ходе контрольных и экспертно-аналитических мероприятий системные проблемы при определении цен госконтрактов, изменении условий, а также на этапе их исполнения.
Так, цены госконтрактов зачастую определяются исходя из доведенных лимитов, а не согласно реальным затратам, что в дальнейшем усложняет перевод ориентировочных цен в фиксированные и, как следствие, приводит к затягиванию окончательных расчетов и получению прибыли даже после полного исполнения обязательств предприятием.
Помимо прочего, директор Департамента указал, что в отдельных случаях неустойчивое финансовое положение предприятий ОПК осложняет исполнение своих обязательств за счет собственных средств, вынуждая обращаться за банковскими кредитами или финансовой помощью из федерального бюджета. При этом политика субсидирования не всегда имеет положительный результат в силу точечного характера предоставления субсидий, а механизм осуществления инвестиций достаточно длительный и не оказывает необходимого опережающего эффекта. Такие обстоятельства обусловливают отсутствие синхронизации между субсидированием и технологическим циклом производства продукции.
По словам И. В. Кириллова, устранение указанных проблем и минимизация их негативного эффекта потребуют комплексных мер по систематизации подходов субсидирования ОПК, процедур ценообразования и гибких механизмов исполнения госконтрактов по ГОЗ.
В. В. Болховитин, директор Департамента контрактно-договорной работы Госкорпорации «Рос-
космос», озвучил участникам заседания предложения по совершенствованию законодательства в сфере госзакупок и сообщил о необходимости ограничения доступа к размещаемой информации неограниченного круга лиц при проведении закупочных процедур. Так, докладчик рассказал о возникающих коллизиях между требованиями по раскрытию информации и недопущению раскрытия информации о закупках в соответствии с Федеральными законами № 44-ФЗ и № 223-ФЗ, выступив с предложением синхронизировать требования по ограничению раскрытия информации при закупках по данным законам, а также ограничить доступ к размещаемой информации по закупкам для ракетно-космической отрасли в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ.
Также были озвучены предложения, касающиеся полной отмены или возможности установления на усмотрение заказчика требования предоставления обеспечения исполнения госконтрактов по ГОЗ и предоставления права заказчикам вносить изменения в условия госконтрактов в части объемов и сроков, в особенности если это связано с приведением условий госконтрактов в соответствие с утвержденными показателями ГОЗ.
Л. Н. Летчфорд, начальник Управления качеством Госкорпорации «Росатом», поддержал предыдущего докладчика в вопросе ограничения доступа к информации о существенных условиях и заключаемых контрактах, а также озвучил два предложения по внесению изменений в Федеральный закон № 44-ФЗ: в части установления права заказчика проводить оценку достоверности сведений, которые предоставляют участники закупочной процедуры, путем проведения предконтрактного аудита очно либо в камеральной форме, а также в части установления в указанном законе права заказчика требовать использования исполнителем сертифицированных отечественных информационных систем госкорпорации.
Н. В. Соколова, директор Департамента закупочной деятельности ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация», в своем выступлении обозначила ряд предложений в действующее законодательство о контрактной системе и закупках. Среди них – разрешить внесение со стороны исполнителя изменений в договор, заключенный в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ, в отношении как сроков и цен, так и предмета договора. Еще одно предложение касалось пересмотра подхода к расчету пени и оплаты, так как в настоящее время пеня рассчитывается исходя из общей цены контракта, что в случае долгосрочных контрактов приводит к образованию неподъемных сумм пени.
Также было предложено определить механизм перевода ориентировочных цен в фиксированные в сфере гражданской авиации, аналогичный механизму, действующему в сфере ГОЗ, поскольку его отсутствие приводит к тому, что цена комплектующих для одного и того же изделия может существенно отличаться в зависимости от того, для каких целей это изделие предназначается.
Кроме того, Н. В. Соколова поддержала ранее озвученные предложения, касающиеся смягчения уголовной ответственности руководителей предприятий ОПК и ограничения раскрытия информации о закупках по Федеральному закону № 44-ФЗ.
Заместитель директора Департамента закупочной и имущественной политики – начальник службы закупок АО «Концерн ВКО «Алмаз-Антей» В. П. Воскобойников отметил, что несмотря на то, что принят ряд законодательных мер, направленных на совершенствование закупочных процедур, параллельно идет обратный процесс, направленный на кардинальное повышение административной и бюрократической нагрузки на предприятия ОПК. В частности, с 1 апреля 2023 года вступают в силу изменения законодательства о закупках, суть которых сводится к возврату обязанности для заказчиков, осуществляющих закупки в рамках Федерального закона № 223-ФЗ, попавших под действие постановления Правительства РФ от 06 марта 2022 года № 301, размещать информацию о закупках в ЕИС без размещения на официальном сайте. Эта мера приведет к кратному повышению нагрузки на закупочные подразделения предприятий ОПК, поскольку размещению в ЕИС подлежит информация об общехозяйственных сделках, которые в количественном выражении составляют порядка 90% от всех сделок предприятий ОПК, а в стоимостном выражении, напротив занимают ничтожную долю. Докладчиком предложен соответствующий законопроект, направленный на снятие не связанной с оборонным заказом нагрузки с предприятий ОПК.
И. В. Горячкина, директор по закупкам АО «Объединенная двигателестроительная корпорация», присоединившись к предложению об ограничении раскрытия информации о закупках, обозначила два дополнительных предложения в действующее законодательство, а именно: исключить обязанность применения положений Федерального закона № 44-ФЗ заказчиками, являющимися субъектами Федерального закона № 223-ФЗ, при проведении закупок за счет средств федеральных субсидий, а также повысить порог уровня расходов на покупные комплектующие изделия (полуфабрикаты) и работы (услуги) производственного характера, в пределах которого не требуется представление комплекта документов, обосновывающего цену такой продукции, при представлении предложений о цене (прогнозной цене) продукции в соответствии с постановлением Правительства РФ от 2 декабря 2017 года № 1465 с 10 до 20% суммарных расходов по статье и с 1 млн до 10 млн руб., что ускорит заключение договоров в целях выполнения ГОЗ и снизит нагрузку на исполнителей.
А. В. Брыкин, директор Ассоциации «Консорциум «Базис», в части ограничения раскрытия информации по госзакупкам предложил предусмотреть проведение закупок исключительно в закрытом формате в рамках всех государственных программ. Также А. В. Брыкин сообщил о том, что Минпромторгом России прорабатываются изменения нормативной правовой базы, направленные на предоставление субсидий на опережающие закупки ЭКБ иностранного производства.
Кроме того, докладчик отметил один из проблемных вопросов, касающихся реализации норм Федеральных законов № 44-ФЗ и № 223-ФЗ: по мнению ряда предприятий, в них отсутствует явно определенный алгоритм формирования перечня поставщиков для участия в закрытой процедуре закупки.
В рамках мероприятия выступили также представители Министерства финансов Российской Федерации, АО «НПО Лавочкина», АО «Концерн «Уралвагонзавод», АО «КРЭТ».
Подводя итоги заседания, С. Н. Муратов отметил, что все замечания и предложения, высказанные в рамках заседания, будут обработаны и систематизированы, а подготовленные на их основе рекомендации по совершенствованию законодательства о контрактной системе и закупочных процедурах будут переданы на рассмотрение в Правительство РФ. ●
и закупочных процедурах
Заседание Секции по военно-промышленной политике
и бюджету Экспертного совета при Комитете Совета Федерации
по обороне и безопасности
Ю. Ковалевский
1 марта 2023 года в Москве прошло заседание Секции по военно-промышленной политике и бюджету Экспертного совета при Комитете Совета Федерации по обороне и безопасности на тему «О состоянии и направлениях совершенствования законодательства о контрактной системе и закупочных процедурах в условиях повышенных обязательств по выполнению государственного оборонного заказа». На мероприятии обсуждались предложения по внесению изменений в законодательство, регулирующее существующие процедуры закупок, направленные на повышение эффективности работы предприятий ОПК, выполняющих повышенные обязательства по гособоронзаказу.
Заседание проводил заместитель председателя Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности, руководитель Секции по военно-промышленной политике и бюджету Экспертного совета при Комитете С. Н. Муратов. В начале мероприятия руководитель Секции сообщил присутствующим, что предложения, подготовленные по результатам предыдущего заседания Секции были систематизированы и переданы в Правительство Российской Федерации. В результате рассмотрения получена информация о реализации большей части предложений, однако остались вопросы, которые еще требуют обсуждения.
Руководитель Секции обозначил ряд актуальных проблем, среди которых были названы необходимость работы предприятий с большим количеством отдельных счетов и невозможность использования «остатков» средств, находящихся на отдельном счете, для выполнения других заказов, что приводит к тому, что предприятия вынуждены обращаться за кредитами даже при фактическом наличии средств на их счетах. Также требует проработки вопрос усиления уголовной ответственности руководителей предприятий ОПК за нарушение условий госконтрактов и срыв гособоронзаказа.
Кроме того, С. Н. Муратов напомнил, что в Послании Президента Российской Федерации В. В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации было уделено большое внимание ОПК, определены направления развития промышленности, высокотехнологичного производства, области искусственного интеллекта и информационных технологий. В связи с этим С. Н. Муратовым было указанно на то, что любой российский продукт, в том числе из ИТ-сферы, должен иметь первоочередные преференции перед аналогичным зарубежным продуктом, поскольку финансовые потоки должны направляться в сторону российского производителя, что является важным условием развития отечественных технологий. Также было упомянуто, что в Послании Федеральному Собранию в качестве одной из основных задач была обозначена поддержка фундаментальных научных исследований как основы создания новых отечественных технологий, материалов и компонентов.
С. Н. Муратов отметил, что во второй половине 2022 года государством была оказана беспрецедентная поддержка предприятиям ОПК как в организационном, так и в финансовом плане, в частности предоставлены значительные субсидии, направленные на развитие производственных мощностей, которые уже принесли положительные результаты.
Передавая слово следующему докладчику, С. Н. Муратов сообщил, что при подготовке к сегодняшнему заседанию Секцией проведен мониторинг правоприменения законодательства о контрактной системе и закупках предприятиями ОПК, по результатам которого полученные предложения проанализированы и включены в итоговый документ заседания.
Заместитель руководителя Секции, директор АНО «Институт социально-экономических стратегий и технологий развития» П. А. Верник ознакомил участников заседания с результатами работы по анализу поступившей от предприятий ОПК информации о практике применения законодательства в сфере контрактной системы и закупок, полученной по итогам предварительно проведенного мониторинга.
П. А. Верник отметил, что за 2020–2022 годы по итогам более 16 проведенных заседаний и мониторингов правоприменения законодательства получены более 400 предложений от госкорпораций и предприятий ОПК, из них рекомендованы к рассмотрению Правительством РФ 310 предложений и 62 предложения реализовано в принятых нормативных правовых актах. В частности, постановлением Правительства РФ от 1 апреля 2022 года № 553 «О некоторых вопросах подтверждения производства промышленной продукции на территории Российской Федерации» продлен срок действия заключений, выдаваемых Минпромторгом России, на три года и упрощена процедура их выдачи. Кроме того, разработаны проекты федеральных законов о приоритете российской промышленной продукции перед импортными товарами и о внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях в части установления ответственности для заказчиков, не соблюдающих минимальную долю закупок товаров российского происхождения. Однако на момент проведения заседания данные законопроекты не были внесены в Государственную Думу.
П. А. Верник сообщил участникам заседания, что Президент Российской Федерации в своем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации отмечает свободу предпринимательства в качестве важнейшего элемента экономического суверенитета. В этой связи было предложено вернуться к вопросу пересмотра ряда норм уголовного законодательства в части экономических составов преступлений с целью их декриминализации.
Также, среди наиболее важных и актуальных вопросов по теме мероприятия были обозначены вопросы:
раскрытия информации о победителе закупок, контрагентах, существенных условиях госконтрактов;
проблемы приоритета наименьшей цены при выборе победителя в электронном аукционе над качеством продукции;
дополнения перечня критериев изменения существенных условии госконтракта фактом проведения контртеррористических и иных операций Вооруженными Силами РФ, другими войсками, воинскими формированиями и органами.
Руководитель Департамента государственных закупок Министерства обороны Российской Федерации Н. А. Кравцова в своем выступлении поддержала предложение о расширении перечня критериев изменения существенных условий госконтрактов обстоятельствами проведения контртеррористических операций, озвученное предыдущим докладчиком. Также руководителем Департамента было отмечено, что за последнее время были оптимизированы и упрощены закупочные процедуры, сокращены сроки проведения процедур. По словам Н. А. Кравцовой, в настоящее время проведение конкурса не является длительной процедурой, в связи с чем конкурс может быть использован вместо электронных аукционов, когда при выборе победителя учитывается такой приоритетный критерий, как качество продукции. При этом в целях ускорения и упрощения процедур закупок было предложено рассмотреть возможность использования механизма проведения электронного запроса котировок при осуществлении закупок товаров, работ, услуг заказчиками, которыми применяются закрытые конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Заместитель директора Департамента оборонно-промышленного комплекса Министерства промышленности и торговли Российской Федерации И. А. Матюнин поддержал предложения, касающиеся смягчения условий наступления уголовной ответственности в отношении руководителей предприятий ОПК, при этом отметив, что эти вопросы должны обсуждаться с учетом мнения правоохранительных органов и органов прокуратуры. Также был отмечен ряд предложений, подготовленных к обсуждению на заседании.
И. А. Матюнин отметил неясность целей и механизма синхронизации каталогов продукции (товаров), работ, услуг, входящих в Реестр промышленной продукции, не имеющей произведенных в Российской Федерации аналогов, Сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса и Единый реестр российской радиоэлектронной продукции, а также указал на возникающие сложности, к которым может привести создание общего реестра единственных поставщиков.
О. В. Горбачёва, начальник Управления контроля размещения государственного заказа Федеральной антимонопольной службы, в своем выступлении подчеркнула важность Федеральных законов от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ и от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ как сильных проконкурентных инструментов. Механизм закупок у единственного поставщика, по ее словам, нужен, но в конкретных целях. Для его применения в этих целях уже принято большое количество мер, и у соответствующих заказчиков сегодня есть все инструменты для использования данного механизма.
Также О. В. Горбачёва высказала свое мнение по другим вопросам, обсуждавшимся в рамках заседания.
Директор Департамента аудита обороны, национальной безопасности и правоохранительной деятельности Счетной палаты Российской Федерации И. В. Кириллов обратил внимание на выявляемые в ходе контрольных и экспертно-аналитических мероприятий системные проблемы при определении цен госконтрактов, изменении условий, а также на этапе их исполнения.
Так, цены госконтрактов зачастую определяются исходя из доведенных лимитов, а не согласно реальным затратам, что в дальнейшем усложняет перевод ориентировочных цен в фиксированные и, как следствие, приводит к затягиванию окончательных расчетов и получению прибыли даже после полного исполнения обязательств предприятием.
Помимо прочего, директор Департамента указал, что в отдельных случаях неустойчивое финансовое положение предприятий ОПК осложняет исполнение своих обязательств за счет собственных средств, вынуждая обращаться за банковскими кредитами или финансовой помощью из федерального бюджета. При этом политика субсидирования не всегда имеет положительный результат в силу точечного характера предоставления субсидий, а механизм осуществления инвестиций достаточно длительный и не оказывает необходимого опережающего эффекта. Такие обстоятельства обусловливают отсутствие синхронизации между субсидированием и технологическим циклом производства продукции.
По словам И. В. Кириллова, устранение указанных проблем и минимизация их негативного эффекта потребуют комплексных мер по систематизации подходов субсидирования ОПК, процедур ценообразования и гибких механизмов исполнения госконтрактов по ГОЗ.
В. В. Болховитин, директор Департамента контрактно-договорной работы Госкорпорации «Рос-
космос», озвучил участникам заседания предложения по совершенствованию законодательства в сфере госзакупок и сообщил о необходимости ограничения доступа к размещаемой информации неограниченного круга лиц при проведении закупочных процедур. Так, докладчик рассказал о возникающих коллизиях между требованиями по раскрытию информации и недопущению раскрытия информации о закупках в соответствии с Федеральными законами № 44-ФЗ и № 223-ФЗ, выступив с предложением синхронизировать требования по ограничению раскрытия информации при закупках по данным законам, а также ограничить доступ к размещаемой информации по закупкам для ракетно-космической отрасли в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ.
Также были озвучены предложения, касающиеся полной отмены или возможности установления на усмотрение заказчика требования предоставления обеспечения исполнения госконтрактов по ГОЗ и предоставления права заказчикам вносить изменения в условия госконтрактов в части объемов и сроков, в особенности если это связано с приведением условий госконтрактов в соответствие с утвержденными показателями ГОЗ.
Л. Н. Летчфорд, начальник Управления качеством Госкорпорации «Росатом», поддержал предыдущего докладчика в вопросе ограничения доступа к информации о существенных условиях и заключаемых контрактах, а также озвучил два предложения по внесению изменений в Федеральный закон № 44-ФЗ: в части установления права заказчика проводить оценку достоверности сведений, которые предоставляют участники закупочной процедуры, путем проведения предконтрактного аудита очно либо в камеральной форме, а также в части установления в указанном законе права заказчика требовать использования исполнителем сертифицированных отечественных информационных систем госкорпорации.
Н. В. Соколова, директор Департамента закупочной деятельности ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация», в своем выступлении обозначила ряд предложений в действующее законодательство о контрактной системе и закупках. Среди них – разрешить внесение со стороны исполнителя изменений в договор, заключенный в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ, в отношении как сроков и цен, так и предмета договора. Еще одно предложение касалось пересмотра подхода к расчету пени и оплаты, так как в настоящее время пеня рассчитывается исходя из общей цены контракта, что в случае долгосрочных контрактов приводит к образованию неподъемных сумм пени.
Также было предложено определить механизм перевода ориентировочных цен в фиксированные в сфере гражданской авиации, аналогичный механизму, действующему в сфере ГОЗ, поскольку его отсутствие приводит к тому, что цена комплектующих для одного и того же изделия может существенно отличаться в зависимости от того, для каких целей это изделие предназначается.
Кроме того, Н. В. Соколова поддержала ранее озвученные предложения, касающиеся смягчения уголовной ответственности руководителей предприятий ОПК и ограничения раскрытия информации о закупках по Федеральному закону № 44-ФЗ.
Заместитель директора Департамента закупочной и имущественной политики – начальник службы закупок АО «Концерн ВКО «Алмаз-Антей» В. П. Воскобойников отметил, что несмотря на то, что принят ряд законодательных мер, направленных на совершенствование закупочных процедур, параллельно идет обратный процесс, направленный на кардинальное повышение административной и бюрократической нагрузки на предприятия ОПК. В частности, с 1 апреля 2023 года вступают в силу изменения законодательства о закупках, суть которых сводится к возврату обязанности для заказчиков, осуществляющих закупки в рамках Федерального закона № 223-ФЗ, попавших под действие постановления Правительства РФ от 06 марта 2022 года № 301, размещать информацию о закупках в ЕИС без размещения на официальном сайте. Эта мера приведет к кратному повышению нагрузки на закупочные подразделения предприятий ОПК, поскольку размещению в ЕИС подлежит информация об общехозяйственных сделках, которые в количественном выражении составляют порядка 90% от всех сделок предприятий ОПК, а в стоимостном выражении, напротив занимают ничтожную долю. Докладчиком предложен соответствующий законопроект, направленный на снятие не связанной с оборонным заказом нагрузки с предприятий ОПК.
И. В. Горячкина, директор по закупкам АО «Объединенная двигателестроительная корпорация», присоединившись к предложению об ограничении раскрытия информации о закупках, обозначила два дополнительных предложения в действующее законодательство, а именно: исключить обязанность применения положений Федерального закона № 44-ФЗ заказчиками, являющимися субъектами Федерального закона № 223-ФЗ, при проведении закупок за счет средств федеральных субсидий, а также повысить порог уровня расходов на покупные комплектующие изделия (полуфабрикаты) и работы (услуги) производственного характера, в пределах которого не требуется представление комплекта документов, обосновывающего цену такой продукции, при представлении предложений о цене (прогнозной цене) продукции в соответствии с постановлением Правительства РФ от 2 декабря 2017 года № 1465 с 10 до 20% суммарных расходов по статье и с 1 млн до 10 млн руб., что ускорит заключение договоров в целях выполнения ГОЗ и снизит нагрузку на исполнителей.
А. В. Брыкин, директор Ассоциации «Консорциум «Базис», в части ограничения раскрытия информации по госзакупкам предложил предусмотреть проведение закупок исключительно в закрытом формате в рамках всех государственных программ. Также А. В. Брыкин сообщил о том, что Минпромторгом России прорабатываются изменения нормативной правовой базы, направленные на предоставление субсидий на опережающие закупки ЭКБ иностранного производства.
Кроме того, докладчик отметил один из проблемных вопросов, касающихся реализации норм Федеральных законов № 44-ФЗ и № 223-ФЗ: по мнению ряда предприятий, в них отсутствует явно определенный алгоритм формирования перечня поставщиков для участия в закрытой процедуре закупки.
В рамках мероприятия выступили также представители Министерства финансов Российской Федерации, АО «НПО Лавочкина», АО «Концерн «Уралвагонзавод», АО «КРЭТ».
Подводя итоги заседания, С. Н. Муратов отметил, что все замечания и предложения, высказанные в рамках заседания, будут обработаны и систематизированы, а подготовленные на их основе рекомендации по совершенствованию законодательства о контрактной системе и закупочных процедурах будут переданы на рассмотрение в Правительство РФ. ●
Отзывы читателей