Выпуск #10/2023
Д. Кирик
ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ АО «НИИМА «ПРОГРЕСС» С ВУЗАМИ ПО ПРИВЛЕЧЕНИЮ КАДРОВ
ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ АО «НИИМА «ПРОГРЕСС» С ВУЗАМИ ПО ПРИВЛЕЧЕНИЮ КАДРОВ
Просмотры: 422
DOI: 10.22184/1992-4178.2023.231.10.62.64
АО «НИИМА «Прогресс», ведущий дизайн-центр Российской Федерации, решает две задачи: привлечение сотрудников для решения задач проектирования новых микросхем, СнК, СвК в рамках программы развития и продвижение своей продукции на рынке.
АО «НИИМА «Прогресс», ведущий дизайн-центр Российской Федерации, решает две задачи: привлечение сотрудников для решения задач проектирования новых микросхем, СнК, СвК в рамках программы развития и продвижение своей продукции на рынке.
Теги: human resources potential of the electronics industry unified state exam university вуз егэ кадровый потенциал электронной промышленности
Опыт организации взаимодействия АО «НИИМА «Прогресс» с вузами
по привлечению кадров
Д. Кирик, к. т. н.
АО «НИИМА «Прогресс», как и все предприятия отрасли, сталкивается с проблемой кадрового обеспечения при решении текущих и перспективных задач. Как ведущий дизайн-центр Российской Федерации предприятие решает две задачи: привлечение новых сотрудников для решения задач проектирования новых микросхем, СнК, СвК в рамках программы развития и продвижение своей продукции на рынке.
К сожалению, в последние годы в высшем образовании по техническим специальностям сформировался тренд на ежегодное сокращение абитуриентов, сдающих ЕГЭ по физике (рис. 1)[1]. В значительной степени это обусловлено рядом факторов: недостаточное количество учителей физики в школах, зачастую недостаточная материальная база для обеспечения качественных экспериментов по физике и формирования привлекательности предмета среди школьников, а также повышенный интерес к специальностям, связанным с информационными системами и технологиями и информационной безопасностью (УГСН 09.03.ХХ, 10.03.ХХ), при поступлении на которые третьим экзаменом ЕГЭ является «Информатика и ИКТ». Именно этот фактор привел к тому, что впервые за четыре последних года количество школьников, сдававших экзамен по информатике и ИКТ, превысил на 3% численность выпускников школ, сдававших ЕГЭ по физике (рис. 2).
В значительной степени этому способствовали конкурентные зарплаты в сфере IT-технологий и, как представляется, чрезмерная государственная поддержка отрасли IT-технологий. В результате наблюдается снижение интереса к инженерным направлениям, в частности, к микроэлектронике у абитуриентов вузов и предпочтение отдается направлениям подготовки, связанным с IT-технологиями.
В последнее время в нашей стране уделяется большое внимание развитию кадрового потенциала отрасли микроэлектроники. В 2023 году Минобрнауки приступило к реализации национального проекта «Подготовка кадров и научного фундамента для электронной промышленности» [2], который предполагает до 2030 года создание четырех и реконструкцию двух научно-технологических центров на базе ведущих технических вузов, создание не менее 24 дизайн-центров и центров коллективного проектирования на базе высших учебных заведений и научных организаций, создание не менее 16 проектов по изготовлению интегральных схем на базе сервиса MPW, предоставление ежегодно не менее 80 именных стипендий студентам, обучающимся по направлениям, связанным с электроникой.
Однако эффект от реализации национального проекта будет заметен только через несколько лет, а предприятиям необходимо решать стоящие перед ними задачи, сейчас. Именно поэтому в АО «НИИМА «Прогресс» принято решение расширять сотрудничество с вузами, предлагая студентам и выпускникам различные формы взаимодействия, создавая позитивный имидж предприятия и привлекая студентов к сотрудничеству, начиная с учебной практики (знакомство с предприятием, на производственной практике), оценивая заинтересованность и уровень подготовки студента и далее формируя предложения на работу на предприятии, в том числе и обеспечивая поддержку при обучении в магистратуре. С другой стороны, для вовлеченности студентов в микроэлектронную отрасль предприятиям необходимо предлагать новые командные формы общения, осуществлять поддержку популярной сейчас в образовании проектной деятельности, акселерационных программ, организацию взаимодействия в рамках привлечения вуза к выполнению составных частей ОКР совместно с предприятием, привлечение научного потенциала вуза к решению практических задач предприятия. Определенные результаты достигнуты в рамках взаимодействия АО «НИИМА «Прогресс» с НИЯУ «МИФИ» и НИУ «МИЭТ», однако эта работа требует дальнейшего развития и с другими вузами.
Ещё одной, не менее важной, задачей предприятия является продвижение своей элементной базы. И в этом плане знания и опыт, полученные будущим специалистом в университете, окажут существенное влияние на его выбор как разработчика той или иной компонентной базы. Это прекрасно понимали западные специалисты, активно предлагая отладочные средства в российские вузы, внедряя их в учебный процесс в течение последних 25 лет. По этому пути шли многие мировые флагманы: Texas Instruments, Xilinx, ST Microelectronics и др. Необходимо отметить, что образовательные учреждения нацелены на подготовку высококвалифицированного специалиста, способного решать сложные задачи на современной элементной базе, поэтому в условиях отсутствия отечественного предложения, предпочтение отдавалось западным компаниям.
Отметим, что и реальный сектор экономики до недавнего времени был в значительной степени ориентирован на западный рынок при выборе электронной компонентной базы, а дизайн-центры не уделяли достаточного внимания продвижению своей продукции в учебных заведениях, не использовали методик, проверенных западными компаниями. В результате в вузах недостаточно представлены отладочные средства на отечественной элементной компонентной базе и будущие выпускники в своих разработках ориентируются по-прежнему на импортную электронную компонентную базу.
В рамках решения данной задачи в АО «НИИМА «Прогресс» разработано отладочное средство с модулем беспроводной связи ПР1803 на базе стандарта LTE Cat.4 (рис. 3), который поддерживает скорость восходящего канала до 50 Мбит / с и скорость нисходящего канала 150 Мбит / с, стандарты UMTS (HSPA+ / HSUPA) и GSM / GPRS / EDGE. Отладочные платы поддерживают сетевые протоколы: TCP / IP, UDP / IP, HTTP / FTP, обеспечивают поддержку до пяти APN и до пяти сокетов, двух SIM-карт, приема / передачи голоса в цифровом стандарте VoLTE. На основе таких отладочных средств студенты могут разрабатывать рабочие макетные образцы роутеров, модулей систем безопасности, приложения M2M-телематики.
Учитывая высокую загрузку преподавателей вузов и для помощи на старте по применению отладочных средств в рамках существующих учебных программ, к данной плате в АО «НИИМА «Прогресс» разработан комплекс лабораторных работ по изучению модема: «Основные сведения об управлении модемами согласно рекомендации МСЭ-Т V.250», «Общее управление аппаратуры окончания канала данных (АКД)», «Команды интерфейса оконечного оборудования данных – аппаратуры окончания канала данных», «Управление SIM-картой», «Управление вызовом». Данные лабораторные работы позволяют студенту достаточно быстро разобраться с системой команд и работой с отладочной платой, а также в дальнейшем позволят сократить время на разработку собственных приложений. Разработанные лабораторные работы будут размещены в открытом доступе на сайте АО «НИИМА «Прогресс» во вкладке «Университетам», что позволит преподавателю выбирать наиболее подходящие к преподаваемой им дисциплине лабораторные работы. Представляется, что данные отладочные средства могут применяться при подготовке по специальностям: 11.03.01 «Радиотехника» и 11.03.02 «Инфокоммуникационные технологии и системы связи» и на других специальностях, связанных с радиотехнологиями.
В заключение необходимо отметить, что для решения текущих задач обеспечения кадрового потенциала предприятий отрасли микроэлектроники приоритетным направлением является расширение сотрудничества с вузами, привлечение научного потенциала учебных заведений для решения задач отрасли, всесторонняя поддержка со стороны предприятий проектной деятельности в вузах, привлечение вузами организаций к разработке новых стандартов ФГОС 4, а для повышения привлекательности работы для молодых специалистов в отрасли микроэлектроники включить предприятия в программу поддержки IT-отрасли или открыть аналогичную для предприятий производителей и разработчиков электронной компонентной базы.
При подготовке статьи использовались материалы:
Сайт Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки. https://obrnadzor.gov.ru/
Федеральный проект «Подготовка кадров и научного фундамента для электронной промышленности https://www.fcntp.ru/programmy-i-proekty/pknfep-extended.php
по привлечению кадров
Д. Кирик, к. т. н.
АО «НИИМА «Прогресс», как и все предприятия отрасли, сталкивается с проблемой кадрового обеспечения при решении текущих и перспективных задач. Как ведущий дизайн-центр Российской Федерации предприятие решает две задачи: привлечение новых сотрудников для решения задач проектирования новых микросхем, СнК, СвК в рамках программы развития и продвижение своей продукции на рынке.
К сожалению, в последние годы в высшем образовании по техническим специальностям сформировался тренд на ежегодное сокращение абитуриентов, сдающих ЕГЭ по физике (рис. 1)[1]. В значительной степени это обусловлено рядом факторов: недостаточное количество учителей физики в школах, зачастую недостаточная материальная база для обеспечения качественных экспериментов по физике и формирования привлекательности предмета среди школьников, а также повышенный интерес к специальностям, связанным с информационными системами и технологиями и информационной безопасностью (УГСН 09.03.ХХ, 10.03.ХХ), при поступлении на которые третьим экзаменом ЕГЭ является «Информатика и ИКТ». Именно этот фактор привел к тому, что впервые за четыре последних года количество школьников, сдававших экзамен по информатике и ИКТ, превысил на 3% численность выпускников школ, сдававших ЕГЭ по физике (рис. 2).
В значительной степени этому способствовали конкурентные зарплаты в сфере IT-технологий и, как представляется, чрезмерная государственная поддержка отрасли IT-технологий. В результате наблюдается снижение интереса к инженерным направлениям, в частности, к микроэлектронике у абитуриентов вузов и предпочтение отдается направлениям подготовки, связанным с IT-технологиями.
В последнее время в нашей стране уделяется большое внимание развитию кадрового потенциала отрасли микроэлектроники. В 2023 году Минобрнауки приступило к реализации национального проекта «Подготовка кадров и научного фундамента для электронной промышленности» [2], который предполагает до 2030 года создание четырех и реконструкцию двух научно-технологических центров на базе ведущих технических вузов, создание не менее 24 дизайн-центров и центров коллективного проектирования на базе высших учебных заведений и научных организаций, создание не менее 16 проектов по изготовлению интегральных схем на базе сервиса MPW, предоставление ежегодно не менее 80 именных стипендий студентам, обучающимся по направлениям, связанным с электроникой.
Однако эффект от реализации национального проекта будет заметен только через несколько лет, а предприятиям необходимо решать стоящие перед ними задачи, сейчас. Именно поэтому в АО «НИИМА «Прогресс» принято решение расширять сотрудничество с вузами, предлагая студентам и выпускникам различные формы взаимодействия, создавая позитивный имидж предприятия и привлекая студентов к сотрудничеству, начиная с учебной практики (знакомство с предприятием, на производственной практике), оценивая заинтересованность и уровень подготовки студента и далее формируя предложения на работу на предприятии, в том числе и обеспечивая поддержку при обучении в магистратуре. С другой стороны, для вовлеченности студентов в микроэлектронную отрасль предприятиям необходимо предлагать новые командные формы общения, осуществлять поддержку популярной сейчас в образовании проектной деятельности, акселерационных программ, организацию взаимодействия в рамках привлечения вуза к выполнению составных частей ОКР совместно с предприятием, привлечение научного потенциала вуза к решению практических задач предприятия. Определенные результаты достигнуты в рамках взаимодействия АО «НИИМА «Прогресс» с НИЯУ «МИФИ» и НИУ «МИЭТ», однако эта работа требует дальнейшего развития и с другими вузами.
Ещё одной, не менее важной, задачей предприятия является продвижение своей элементной базы. И в этом плане знания и опыт, полученные будущим специалистом в университете, окажут существенное влияние на его выбор как разработчика той или иной компонентной базы. Это прекрасно понимали западные специалисты, активно предлагая отладочные средства в российские вузы, внедряя их в учебный процесс в течение последних 25 лет. По этому пути шли многие мировые флагманы: Texas Instruments, Xilinx, ST Microelectronics и др. Необходимо отметить, что образовательные учреждения нацелены на подготовку высококвалифицированного специалиста, способного решать сложные задачи на современной элементной базе, поэтому в условиях отсутствия отечественного предложения, предпочтение отдавалось западным компаниям.
Отметим, что и реальный сектор экономики до недавнего времени был в значительной степени ориентирован на западный рынок при выборе электронной компонентной базы, а дизайн-центры не уделяли достаточного внимания продвижению своей продукции в учебных заведениях, не использовали методик, проверенных западными компаниями. В результате в вузах недостаточно представлены отладочные средства на отечественной элементной компонентной базе и будущие выпускники в своих разработках ориентируются по-прежнему на импортную электронную компонентную базу.
В рамках решения данной задачи в АО «НИИМА «Прогресс» разработано отладочное средство с модулем беспроводной связи ПР1803 на базе стандарта LTE Cat.4 (рис. 3), который поддерживает скорость восходящего канала до 50 Мбит / с и скорость нисходящего канала 150 Мбит / с, стандарты UMTS (HSPA+ / HSUPA) и GSM / GPRS / EDGE. Отладочные платы поддерживают сетевые протоколы: TCP / IP, UDP / IP, HTTP / FTP, обеспечивают поддержку до пяти APN и до пяти сокетов, двух SIM-карт, приема / передачи голоса в цифровом стандарте VoLTE. На основе таких отладочных средств студенты могут разрабатывать рабочие макетные образцы роутеров, модулей систем безопасности, приложения M2M-телематики.
Учитывая высокую загрузку преподавателей вузов и для помощи на старте по применению отладочных средств в рамках существующих учебных программ, к данной плате в АО «НИИМА «Прогресс» разработан комплекс лабораторных работ по изучению модема: «Основные сведения об управлении модемами согласно рекомендации МСЭ-Т V.250», «Общее управление аппаратуры окончания канала данных (АКД)», «Команды интерфейса оконечного оборудования данных – аппаратуры окончания канала данных», «Управление SIM-картой», «Управление вызовом». Данные лабораторные работы позволяют студенту достаточно быстро разобраться с системой команд и работой с отладочной платой, а также в дальнейшем позволят сократить время на разработку собственных приложений. Разработанные лабораторные работы будут размещены в открытом доступе на сайте АО «НИИМА «Прогресс» во вкладке «Университетам», что позволит преподавателю выбирать наиболее подходящие к преподаваемой им дисциплине лабораторные работы. Представляется, что данные отладочные средства могут применяться при подготовке по специальностям: 11.03.01 «Радиотехника» и 11.03.02 «Инфокоммуникационные технологии и системы связи» и на других специальностях, связанных с радиотехнологиями.
В заключение необходимо отметить, что для решения текущих задач обеспечения кадрового потенциала предприятий отрасли микроэлектроники приоритетным направлением является расширение сотрудничества с вузами, привлечение научного потенциала учебных заведений для решения задач отрасли, всесторонняя поддержка со стороны предприятий проектной деятельности в вузах, привлечение вузами организаций к разработке новых стандартов ФГОС 4, а для повышения привлекательности работы для молодых специалистов в отрасли микроэлектроники включить предприятия в программу поддержки IT-отрасли или открыть аналогичную для предприятий производителей и разработчиков электронной компонентной базы.
При подготовке статьи использовались материалы:
Сайт Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки. https://obrnadzor.gov.ru/
Федеральный проект «Подготовка кадров и научного фундамента для электронной промышленности https://www.fcntp.ru/programmy-i-proekty/pknfep-extended.php
Отзывы читателей